Методы и источники истории психологии

История психологии История психологии Содержание Введение 1. Предмет, методы, подходы истории психологии 2. Представления о психике в эпоху Античности 3. Представления о психике в средние века 4. Выделение психологии в самостоятельную науку 5. Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки 6. Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв. Период открытого кризиса в истории психологии Заключение Литература ВведениеСовременная психология имеет следующие отрасли практики: Психотерапия, психокоррекция, психоанализ, психологический тренинг, личное, семейное производственное консультирование, телефон доверия, профориентационные центры, кадровая служба предприятий, психодиагностические услуги населению, судебная экспертиза, разрешение конфликтов, психологические службы в системе образования и т. В методы источники истории психологии психологии наметились следующие основные тенденции: 1. Усложнилась структура психологии: появились новые научные отрасли как теоретические, так и прикладные и новые сферы практического применения психологии. Какие вы знаете теоретические, прикладные и практические отрасли, полнившиеся в течение последних десятилетий? Параллельно идет развитие и вглубь теорияи вширь практика Если раньше часто оспаривалось право психологии на существование в качестве науки, то сейчас у психологии-науки прочные позиции. Психология-практика стала реальным фактором преобразования мира. По социологическим опросам, профессия психолога станет самой востребованной в 21 веке. Появились новые школы и направления смотри названия научных школ предыдущем тексте. Идет преодоление методологического кризиса за счет дифференциации интеграции психологических направлений. Хотя школ и направлений стало больше, намечается усиление единства их взглядов за счет взаимопринятия научных достижений и методологических подходов. Произошла деидеологизация психологии в связи с политической перестройкой, происходящей в нашей стране. Отказ от коммунистической идеологии позволил ученым вести научный поиск, опираясь методы источники истории психологии самые различные философские подходы, тогда как ранее обязателен был марксизм диалектический материализм, исторический материализм и научный коммунизм. Появились новые проблемы, которые общество ставит перед психологами. Это вызвано бурным ходом социального развития. Психология становится центром современного чсловекознания Академик Ананьев Математизация и кибернетизация: психологи свои концепции всё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей, 7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картины мира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о её происхождении. Возможно появление философского направления, примиряющего материализм идеализм. Предмет, методы, подходы истории психологииПредмет истории психологии - представления о психике о ее природе, происхождении, функциях, механизмах на разных этапах поступательного развития науки. Основной задачей методов истории психологии является 1 изыскание изучение источников, а затем 2 внутренняя организация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Сбор информации - лишь начальный этап. Работа, содержащая лишь нагромождение фактических данных, непроверенных, несистематизированных, необъясненных, теряет качество научного исследования и примыкает к разряду источников, нуждающихся в обработке. Подходы к изучению истории психологии. «Персоналистский» подход в противовес «контекстному». Персоналистуческий подход реализует идею, согласно которой прогресс изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями великих научных идей. Персоналкстический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время». Получается, что при другой биографии или другой индивидуальности автора история психологии пошла методы источники истории психологии в другом русле. Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим Соответственно, если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию бессознательного создал бы другой автор приблизительно в эту же эпоху. Этих взглядов придерживался Лев Толстой, который в романе «Война и мир» назвал великих людей «рабами истории». Значит «контекст», «социокультурная атмосфера», методы источники истории психологии климат», «дух времени», а не личность определяет движение научной мысли. Мёрфи описывает развитие психологии между методы источники истории психологии и 20-ми годами 20 века как переход от «структуры к функции», «части к целому», «количественного к качественному», «экспериментального к генетико-статистическому». Олпорт, проанализировав развитие психологии за 50 лет, обобщили результат, используя диады. По их мнению, главная тенденция состоит в усилении второго компонента следующих диад' «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное». Олпорт разделил вес теории на две группы по критерию «детерминанта - свобода воли» К первой группе он методы источники истории психологии бихевиоризм, кибернетику, учение об условных рефлексах, фрейдизм, а ко второй группе - персонализм, экзистенциализм, гуманистическую психологию и все концепции самоактуализации. Кун: «парадигма - методы источники истории психологии общепринятый образец актуальной научной Практики». По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты в конце концов сё расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все прочиворечия модель и воцаряется новая парадигма. Пример: в физике парадигма Ньютона сменилась на парадигму Эйнштейна. Историки психологии спорят о существовании парадигм в нашей науке. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: итроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов. Возникла версия, что в психологии действует несколько парадигм, но это не соответствует определению понятия «парадигма». Есть мнение считать психологию на современном этапе предпарадигмальной наукой. Представления о психике в эпоху АнтичностиПериодизация античной философии: 1 Этап натурфилософии методы источники истории психологии шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали. Познание души считалось ключом к познанию мира. На вопрос: «Что есть мир? », «Какова первооснова мира? » - были даны следующие ответы: а число, б материальная субстанция, в неделимый монолит, г методы источники истории психологии Пифагор 6 в. Числа, которые заложены в предмете, предопределяют методы источники истории психологии судьбу. Душа - гармония противоположностей тела. Гераклит описывал законы качественных изменений развитияпоэтому считается первым философом-диалектиком. Чувства методы источники истории психологии ошибаться, отражая мир вечно изменчивым и разделенным на предметы. Мышление доказывает иллюзорность наличия отдельных вещей и существования движения. Для таких доказательств элеаты создали много парадоксов. Например, Ахилл не может догнать черепаху, так как насколько близко бы он не приближался, между ними всегда останется бесконечное количество точек. Душа тоже состоит из атомов: более маленьких и скоростных, чем атомы тела, их функция - двигать атомы тела, создавая то или иное поведение 2. Субъективно-антропологический этап софисты и Сократ. Софист ~ особый тип философа, обучающего «практической» философии: искусству убеждать и побеждать в спорах Они развивали идеи о гибкости понятий, логики, демонстрировали способность соединить несовместимые вещи, обосновать что угодно. «Нет общезначимой правды, истина индивидуальна. Если бы бытие существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели, не смогли бы его выразить. Только в себе человек может найти истину». «Философия человека должна стать ключом к методы источники истории психологии природы, а не наоборот». Спорил с софистами, отстаивая концепцию существования общезначимых понятий. Оставил метод сократической методы источники истории психологии, подводящей собеседника к самостоятельному открытию общезначимых истин путем задавания ему наводящих вопросов майевтика - повивальное искусство рождения человеческой мысли. При этом, по его мнению, происходит высвобождение истинных знаний из глубин сознания, где они изначально заложены. Душа - способность познавать. Этап систематизации древнегреческой философии - Платон и АристотельПлатон 5-4 вв. Считал, что кроме мира вещей существует и мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как являются материальными подобиями идей слегка искаженным отражением идей. Совершенство первичных образцов идей недосягаемо для предметов, но побуждает их стремиться быть похожими на них. Душа - посредник между миром идей и вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина методы источники истории психологии бытие совпадают, и где она занималась созерцанием истины я красоты. Наблюдение за явлениями мира, являющимися искаженным отражением идей, не методы источники истории психологии привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание методы источники истории психологии после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий методы источники истории психологии знаний идей о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания. У разных людей развиты разные части души, поэтому Платон считает идеальным устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной вожделеющей частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой страстной частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие посты, становятся политиками. Отрицал разделенность души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала вещества и формы структуры. Форма - это способ организации материала. Меди можно придать форму шара, и получится ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это форма структура тела. У души нет своей активности, но благодаря наличию формы структуры становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего то есть цель. Существуют три методы источники истории психологии активности и, соответственно, три функции души растительная питательнаяживотная сенсомоторная и разумная. Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души. Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе наблюдаемых фактов, позволяет создавать новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых знаний. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на методы источники истории психологии, Аристотеля - на землю. По Методы источники истории психологии, богатство идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении с ним. Эллинистский период - киники Демосфенэпикурейцы Эпикурстоики Зенонскептики. Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения. Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается методы источники истории психологии умеренности желаний, безмятежности духа. Стоики - довольство жизнью связано с умением принять ограничения жизни как действие общекосмического методы источники истории психологии. Это позволяет даже в ситуации полной внешней несвободы, не сопротивляясь судьбе, извлекать максимум возможностей для обретения внутренней свободы, Скептики - счастье заключено в умении освобождаться от догм, привитых в процессе воспитания. Представления о психике в средние векаВременные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек становление христианской идеологии5 еек падение Римской империиначало 6-го века закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии. Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века: Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд». Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться методы источники истории психологии установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека; человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком». Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви методы источники истории психологии благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всегои привязку к вещам, явлениям, людям то есть склонность «сотворить себе кумира». Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия отражение себя. Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и методы источники истории психологии. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо методы источники истории психологии разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира. Реабилитация разума в эпоху позднего средневековья привела к появлению схоластики от слова «школа»построенной на использования логики для создания истин. Из-за того, что материал для логических построений брался из церковных текстов, и критерии истины брались там же, результат умственных усилий оказывался искусственным, далеким от жизни, легко опровергаемым другой цепочкой рассуждений. Схоластика приобрела догматический характер, стала тормозом для развития идей. Все концепции той эпохи были теологическими, основанными на вере в существование Бога. Но существовали моменты расхождений. Например, высказывались разные версии о сущности «универсалий» общих понятий. Часть мыслителей считала их идеальными сущностями, реально существующими наподобие Платоновских «идей», но с христианской поправкой на то, что идеи - это создания Бога. Это направление методы источники истории психологии реализмом. Другие мыслители общие понятия считали лишь внешними знаками - словами, «дуновением голоса» Это направление называлось номинализмом. Достижения связаны с практикой внешнего опыта психофизиология органов чувств, психофизиология эмоций, разработка идей о психике как факторе телесного здоровья, идеи о психологии развития ребенка. Выделение психологии в самостоятельную наукуПредпосылки выделения психологии в самостоятельную экспериментальную методы источники истории психологии 1. Естественно-научные предпосылки: смотри предыдущий вопрос ; 2. Теоретические предпосылки: появление новых философских идей- Герберт Спенсер «социальный дарвинизм» ; развитие ассоцианистской концепции в трудах Джеймса Миллл и Джона Стюарта Милля «ментальная химия» ; прочное установление в науке того времени принципа эмпиризма. Экспериментальная психология зародилась в Германии, а не методы источники истории психологии другой европейской стране, потому что германская наука отдавала приоритет тщательному и полному сбору исследуемых фактов, опиралась на индуктивный путь познания, в то время как во Франции и Англии предпочтение отдавалось дедуктивным и математическим подходам, из-за чего даже биологию в этих странах признали наукой поздно. В 1877 году Кембридж Англия наложил методы источники истории психологии на запрос о преподавании экспериментальной психологии, потому что это «оскорбление религии - класть душу человека на чашу весов». В Германии было множество университетов, финансировавшихся государством, тогда как в других странах для занятий наукой необходимо было быть человеком состоятельным. Впервые экспериментальное исследование психики применили четверо немецких учены к. Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Каждый из них методом эксперимента осуществил важные научные исследования в области психических процессов Но один из этих ученых - Вундт 1832-1920 методы источники истории психологии не только теоретическим, но и организационным основоположником оформления психологии в качестве формальной академической дисциплины «Когда уже родились все главные идеи, некий человек берется за их организацию, дополняет тем, что кажется ему существенным, издает и афиширует их, настойчиво утверждает их и вскоре «учреждает» научное направление». Вклад Вундта в основание современной психологии заключается не столько в его уникальных научных открытиях, сколько в его «героической пропаганде эксперимгнтализма». Организационные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: создание Вундтом первой лаборатории в 1879г. Лейпциге впоследствии исследовательского институтаоткрытие кафедры при университете, учреждение журнал. Программа построения психологии как самостоятельной науки Вундта изложена в книгах «Материалы к теории чувственного восприятия» 1862г. Простые психические процессы, например ощущения, восприятия, эмоции, необходимо изучать методом эксперимента с применением методы источники истории психологии испытуемые дают отчет о своих психических переживаниях ; 2. Высшие психические функции, например, мышление нельзя методы источники истории психологии методом эксперимента, для них подходит метод анализа продуктов деятельности. Предметом психологии Вундт назвал «непосредственный опыт» - сознание, Он считал, что сознание состоит методы источники истории психологии отдельных элементов ощущений и эмоцийкоторые, соединяясь между собой, образуют более сложные психические явления Задачи психологии Вундт видел в том, чтобы: А путем анализа выделять в поле сознания исходные элементы; Б установить характер связи между ними; В найти законы этой связи. Психологическое направление, разрабатывающее Вундтовский подход к исследованию психики, методы источники истории психологии название «структурная психология» структурализм. Вундт в начале своей научной карьеры разрабатывал «первую ветвь психологии» - экспериментальную, а в конце своего научного пути 1900-1920 гг. Но Вундт явился учителем очень многих крупных психологов, приезжавших методы источники истории психологии нему в Лейпциг из всех уголков мира, в том числе из Америки и России. В России одновременно с Вундтом в 60-70х гг. Сеченов «Рефлексы головного мозга» 1863 г. Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической наукиОписательная психология. В период открытого кризиса выступила с идеей, что задачей психологии должно стать не методы источники истории психологии, а понимание психической жизни человека. К психике методы источники истории психологии применим естественно-научный подход, метод эксперимента. Понимание шире понятия интроспекции. Понять -это значит оценить субъективные переживания через их смысловые связи с культурой, моралью, правом, религией. Показала зависимость высших психических функций мышления от социально-культурной обстановки. Изученное представителями этой школы мышление дикарей оказалось принципиально иным, чем у жителя цивилизованной страны. Возник в 30-е годы. Эдвард Толмсн, Кларк Халл, Берхаус Скинчер. Скиннер -самый известный исторически более поздний автор умер в 1990г. Он считал необходимым для прогнозирования поведения учитывать нс только параметры внешние стимулы средыно и внутренние, связанные с состоянием организма. Возникла формула: стимул - организм - реакция. В качестве внутренних переменных необехивсористами рассматривались потребности, когнитивные карты. Но основополагающий принцип роднит бихевиоризм и необихевиоризм - психика жестко детерминирована объективными материальными условиями. Второй пункт родства - работа в русле проблем научения. Современной тенденцией развития этого направление стало включение социальных переменных в круг изучения. Так возник социально ориентированный бихевиоризм Альберт Бандура, Джулиан Роттер. Теория поля Курта Левина - гештальт-теория, примененная к мотивации поведения. Примечание: всю совокупность теорий, где подсознание трактуется как сильное действующее начало, некоторые историки психологии называют глубинной психологией, а другие историки - психоаналитическими концепциями, созданные «наследниками» и «отступниками» фрейдизма. Индивидуальная психология Альфреда Адлера 1870-1937. Главный двигатель психической активности - потребность избавиться от чувства неполноценности; а не половой инстинкт, как у Фрейда. Аналитическая психология Карла Юнга 1875-1961. Главный двигатель - коллективное бессознательное архетипы ~ врожденные первообразы различных поведенческих программ. Эго-психология Анна Фрейд, дочь Основным блоком личности в этой теории выступает эго, а не методы источники истории психологии. Теории личности Карен Методы источники истории психологии, Эриха Фромма, Генри Меррея. Гуманистическая психология Абрахам Маслоу, Карл Роджерс. Женевская школа генетической психологии Жана Пиаже. Самая влиятельная научная школа в сфере изучения интеллектуального развития ребенка. Когнитивная психология Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер. Старинную метафору «человек - это сложно устроенный механизм по типу часов» заменили метафорой методы источники истории психологии - сложно устроенный процессор по переработке информации по типу методы источники истории психологии. Межличностная теория психиатрии Гарри Салливена. «Личность - это паттерн ьзаимодействия с окружающими людьми». Эго - система Я - система формируется для уменьшения тревоги, но препятствует возможности конструктивного общения с другими. Особенно ярко 'это проявлено у шизофреников. Главная движущая сила - поиск смысла происходящего, смысла методы источники истории психологии в целом, возвышение духовных ценностей до уровня самых значимых ценностейЭкзистенциальная психология Методы источники истории психологии Бинсвангер, Медард Босс. Трансперсональная психология Станислава ГроффаНейролингвистическое программирование. Основатели - Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Трансактный анализ Эрик Берн. Современная психология имеет следующие основные отрасли науки: Теоретическая психология: Изучение общих законов психики, действенных для любого взрослого нормального человека - общая психология состоит из психологии личности и психологии психических процессов. Изучение вариаций общих законов: - индивидуальные вариации - дифференциальная психология, психодиагностика- вариации нормы и патологии - патопсихология, нейропсихология. Изучение детерминации психики: - биологической - психофизиология, психогенетика: - социальной - социальная психология: Изучение связей между отражаемым и отражающим: - между языком как явлением культуры и речью как психическим явлением - психолингвистика. Прикладная психология: Авиационная, педагогическая, юридическая, инженерная, космическая, экологическая, военная, клиническая, политическая; психология труда, рекламы, спорта, семьи и брака, искусства, менеджмента, торговли, творчества. Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв. Основы психометрии заложил голландский физиолог Дондерс в 60-е гг. Было доказано, что фиксация времени реакции ~ метод изучения внутреннего процесса переработки информации о поступившем воздействии и принятия решения о выборе типа реакции. Другие авторы, работающие в этой области, - Вундт, немец Людвиг Ланге и россиянин Николай Ланге. Фехнер в середине 19 в. Далее эти исследования были продолжены в лаборатории Вундта Исследования Вундта велись по обширной тематике подоги ощущений; время реакции на различные раздражители, в том числе и на речь, эмоции, внимание, восприятие цветовой контраст, периферическое зрение, эффекты послеобразов и ослепления яркими цветами, объемное зрение, оптические иллюзии и т. Пытался экспериментами доказать трехкомпонентную методы источники истории психологии эмоций' любая эмоция отличается от всех других по выраженности трех характеристик: удовольствия-неудовольствия, напряжения-расслабления, возбуждения-покоя. Немецкий психолог-самоучка во второй половине методы источники истории психологии в вопреки установке Вундта применил метод эксперимента к исследованию памяти и обучаемости. Разработал классические методы изучения памяти и открыл закономерности, вошедшие в золотой фонд общей психологии. Метод заучивания: подсчет количества попыток до полного запечатления; метод сбережения, после полного забывания материала он вновь предлагается испытуемому, второе заучивание занимает меньше времени. Вёл исследования памяти, методы источники истории психологии активный, немеханический характер запечатления информации, влияние психических состояний на результат заучивания; закономерности забывания. Исследования Карла Штрумпфа в области восприятия пространства и психологических аспектов восприятия музыки, сделал попытку свести эмоции к ощущениям. Исследования Освальда Кюльпе вюрцбургская школа. Вопреки программе Вундта ученые вюрцбургской школы применяли эксперимент в изучении мышления Интроспекцию при проведении эксперимента применяли нетрадиционно от испытуемых собирали отчеты не о переживаемом психическом явлении, а о процессе, приводящем к появлению этого явления. Методы источники истории психологии привели к появлению теории «безобразного мышления», опровергающей позицию структурализма о построении всех сложных психических процессов из ощущений и базовых эмоций. Согласно этой теории, мышление такой же первичный процесс, как и ощущения, поскольку не строится из образов. Исследования Эдуарда Титченера, ученика Вундта, одного из столпов структурализма, англичанина, работавшего в США. Отличия его похода от подхода Вундта были в акцентах: эксперимент с интроспективным отчетом испытуемых о переживаемом психическом явлении Вундт вёл с большей опорой на объективные количественные показатели, а Титченер - с большей опорой на субъективный интроспективный отчет испытуемых Вундт старался изучать законы соединения элементов в целое, а Титченер - разложение сложного осознанного методы источники истории психологии на составляющие элементы. Для проведения исследований были необходимы подготовленные испытуемые, способные давать отчеты о своих переживаниях в терминах составных ощущений. Вместо ответа: «Вижу книгу», - должен был даваться ответ «Вижу пятно красного цвета в форме трапеции с желтоватой каймой с правого бока». Испытуемыми в таких исследованиях были сами экспериментаторы-структуралисты. Исследования Эдварда Торндайка, предшественника бихевиористов, зоопсихолога, изучавшего научение, открывшего «закон эффекта» аналог «закона подкрепления» Период открытого кризиса в истории психологииВременные границы данного этапа развития психологии - 10-30-е годы 20 века. Сущность открытого кризиса в психологии - несогласованность в ответах на базовые методологические вопросы о предмете и методе психологии. За пятьдесят первых лет существования психологии как самостоятельной науки постепенно утратила силу Вундтовская трактовка предмета и метода психологии. Функционалистский подход подточил структурализм. Этот этап развития психологии был назван эпохой латентного скрытого кризиса. Когда сменилось поколение, и с ключевых постов ушли ученики Вундта, создалась ситуация равноправного существования школ, давших кардинально расходящиеся версии ответа на вопрос о предмете и методе Наличие особого предмета и метода позволяет выделять отдельную науку В начале 20 века возник та ситуация, когда параллельно существовало десяток наук психологии Учебники той поры назывались «современные психологии». Главные психологические школы периода открытого кризиса Бихевиоризм. Родоначальник - Джон Уотсон. В 1913 году вышла его программная статья «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом бихевиоризма он назвал изучение поведения объективным методом - экспериментом без допуска интроспекции, целью - служение практике; задачей - прогнозирование поведения и управление поведением «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный, специальный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - вне зависимости от его склонностей методы источники истории психологии способностей, рода занятий и расовой методы источники истории психологии его предков». Контролируй воздействия стимулыи ты добьешься нужного поведения реакции. Американское общество было взбудоражено призывом Уотсона создать идеальное общество на базе научно обоснованного управления поведением людей. Бихевиористы пытались найти законы, напрямую связывающие внешнюю ситуацию стимулы и поведение реакции безотносительно «внутренних» переменных психики. Саму психику бихевиористы постепенно все больше подменяли моторными и телесными реакциями эмоции сводили к физиологическим сдвигам, мышление - к микродвижениям гортани, возникающим при внутренний речи и т. Главный интерес бихевиористов сконцентрировался на теории научения. Был открыт закон научения, выражавший идею плавного уменьшения ошибок от пробе к пробе с выходом на стабильный уровень ошибок Экспериментальные исследования бихевиористов преимущественно велись на животных. Сами бихевиорпсты считали, что это делается ради соблюдения требования строгой объективности - лабораторные опыты над животными позволяли наиболее скурпулезно отслеживать действие всех факторов. Критики бихевиоризма высказывали мнение, что только у животных существ, имеющих примитивную психику может обнаружиться прямая связь между методы источники истории психологии и реакциями Гештальтпсихология. Возникла в Германии Основатели: Макс Вертгеймер. Курт Кофка, Вольфганг Кёлер. Датой официального рождения считается 1912 год - момент опубликования первой статьи, где анализ феномена иллюзии мнимого движения позволил доказать, что сложное психическое явление не является объединением элементов. В их эксперименте элементы неподвижны, а итоговый образ двигается. Значит, образ не создается из элементов, он первичен Методологической платформой гештальтистов стало отрицание структуралистской идеи, что отражение элементов первично, а появление структуры, связывающие элементы в единое целое вторично. Начальным этапом отражения является появление структуры, целого, образа по-немецки - «гештальта» - именно законы образования и трансформации гештальтов должны стать предметом психологии, методом психологии должен быть эксперимент с элементами интроспекции. Критикуя бихевиоризм, гештальтисты указывали, что научение те исследуют в искусственных условиях, мешающих динамике трансформации гештальтов. В опытах Кёлера, опровергающих схему научения бихевиористов, обезьяна, доставая банан, совершает ряд одинаково ошибочных проб; после чего сразу, без постепенного снижения числа ошибок, совершает правильные действия, сооружая из ящиков, разбросанных в клетке пирамиду. Здесь отсутствует плавная кривая научения, защищаемая бихевиористами, так как скачкообразно переформировалось психическое поле, образовав новый гештальт. Основные достижения гештальтистов были получены при изучения методы источники истории психологии феномены, связанные с предметностью, целостностью, обобщенностью; константностью образов восприятия. Создатель - Зигмунд Фрейд. Предмет изучения - личности с точки зрения мотивации поведения, преимущественно обусловленного подсознательными процессами Метод - психоанализ. ЗаключениеВ заключение рассмотрим значение истории методы источники истории психологии. Помогает понимать современные теории. «Без истории предмета нет теории предмета». Помогает создавать новые теории в ходе «творческого диалога с прошлым». Знакомя с творчеством гениальных мыслителей, формирует установку на творчество и научный поиск. Осмысление трактовок психики как инструмента познания способствует развитию гносеологии науки о познании. Знание научных дискуссий прошлых эпох о предмете психологии позволяет в настоящее время отстаивать ее место в системе наук, опровергать мнения о ненужности психологии, о ее тождественности с физиологией высшей нервной деятельности. «История более полезна, она полна мудрости» писал в 15 веке один из философов-гуманистов, подчеркивая образовательно-нравственное значение исторических дисциплин.



COPYRIGHT © 2010-2016 kofta-decor.ru